Кредитные карты стали широко использоваться в России около двух десятков лет назад. За это время «пластик» уверенно «прописался» в кошельках почти 1/3 взрослых россиян, оценивших простоту оформления таких карт и широчайший перечень предоставляемых ими возможностей. В итоге значительное количество держателей «пластика» впали от него в зависимость, подобную той, которую испытывают игроманы, завсегдатаи соцсетей и владельцы сотовых телефонов.
Итогом пристрастия к «кредиткам» стала чрезмерная закредитованность граждан нашей страны, в развитии которой банковские карты сыграли первостепенную роль. О том, почему именно «пластик» так полюбился россиянам, попытаемся разобраться в рамках настоящего обзора.
Итак, причина первая: Расплачиваться кредитными картами эмоционально проще
Основанием для такого вывода стали американские исследования поведения владельцев кредитных карт (следуя тезису, согласно которому «Все люди — братья» и отсутствии аналогичных исследований в России, примем на веру данные американских аналитиков рынка банковских услуг).
Ключевым психологическим негативом для держателей «кредиток» эксперты называют не столь пристальное внимание владельцев к своим расходам. Данный фактор объясняется, во-первых, большей легкостью, с которой тратятся чужие (в нашем случае банковские) деньги, и возможностью возвращения потраченного «когда-нибудь потом» — во-вторых.
В-третьих, немалое значение имеет то обстоятельство, что заемщик при оплате покупки не держит в руках «живых» денег. Благодаря этому, большинство владельцев «пластика» склонны тратить больше денег по сравнению с тем, если бы они рассчитывались «наличкой» (визуальный контроль за расходуемыми средствами, по утверждению психологов, способствует большей «прижимистости» потребителей).
Причина вторая: надежда на частичку «шары»
Заманивая население обещаниями различных акций, бонусов, кэш-беков, грейс-периодов и прочих преференций с целью расширения своего карточного портфеля, банки, как бы парадоксально это ни звучало, являются главными виновниками всеобщего падения платежной дисциплины.
Раздавая «пластик» практически каждому встречному без проверки платежеспособности заемщиков, финансовые учреждения породили среди части клиентов своего рода «прослойку» держателей пластика, готовых приобретать самые разные вещи «на шару», надеясь, что у банков не будет времени разыскивать «гражданина Пупкина» ради выбивания оплаты за какую-нибудь безделушку стоимостью в тысячу рублей.
Люди вполне серьезно рассчитывают «обыграть» банкиров и попользоваться кредитными средствами бесплатно. Однако «втягивание в процесс» заставляет таких пупкиных со временем переходить от приобретения «бытовой мелочевки» к покупкам с четырьмя и более нулями, а такие суммы банки уже не прощают.
Причина третья: коварная импульсивность или «бес попутал»
Психологи объясняют привычку держателей «кредиток» покупать «все больше и больше» повышенной импульсивностью «граждан с картами» относительно «любителей наличных».
Такая «неразборчивость в приобретениях» многократно подтверждена опросами держателей карт на тему «Купили ли бы вы эту вещь, если бы пришлось платить за нее наличными?» Большинство владельцев «пластика» в ответ на подобные вопросы говорили «нет», обвиняя в собственном расточительстве сиюминутные желания, импульсивные порывы, «бесов» и т.п.
Аналогичная импульсивность присутствует и при оформлении кредиток. Многие отечественные банкиры, следуя примеру зарубежных коллег, предлагают оформить кредитный пластик с относительно низкой ставкой.
Однако срок действия «пробных» ставок, как правило, редко превышает три месяца (по истечении оных заемщикам приходится платить по ставкам реальным). Несмотря на всю очевидность такой «тактической хитрости» банкиров, народ с большой активностью «затаривается» картами, не особо вникая в методику начисления процентов после завершения акционного периода.
Комментариев пока нет, будьте первым! Нам важно Ваше мнение
Отправляя сообщение Вы подтверждаете, что оно соответствует Правилам комментирования